В преддверии 1 сентября больше всего нервничают родители первоклашек. Как поведет себя ребенок в новой для него среде, справится ли с возникшими задачами, будет ли успевать? Эксперт по развитию интеллекта, автор методики развития памяти и внимания SMART&ART Лариса Шелудченко рассказала журналу «Слово и Дело» о том, с какими трудностями могут столкнуться первоклассники и их мамы и папы на первом году обучения.
По словам эксперта, отдельные требования, которые предъявляют родители к своему ребенку, могут оказаться попросту невыполнимыми. Но не потому, что ребенок не хочет заниматься, а в связи с индивидуальными особенностями формирования мозга, который у первоклассников продолжает активно развиваться. «В таких случаях ребенок просто не в силах выполнить те задачи, которые ставит перед ним школа или родители. В результате, взрослым кажется, что он не хочет учиться, ленится, а у ребенка появляется невроз на тему того, что он не справляется, а от него что-то требуют и требуют», — поясняет эксперт. Условно все сложности, которые могут возникнуть в первый год обучения, можно разделить на три группы: неусидчивость, недостаточная скорость и проблемы с чтением. Имеет смысл разобраться с каждой из них отдельно. Неусидчивость Подвижный, активный ребенок, который не может спокойно досидеть до конца занятия, смешит одноклассников и постоянно отвлекается — это не что-то из ряда вон выходящее. Такое поведение чаще всего связано с нарушениями устойчивости или концентрации внимания, за которые отвечают еще не до конца сформировавшиеся зоны мозга (этот процесс идет до 20 лет). Ребенок в таком возрасте еще хочет играть, а то, что он крутится и отвлекается — это физиологическая норма. «В таких случаях рекомендацией будут различные упражнения, которые понемногу развивают способность концентрировать внимание, при этом время занятий в таких случаях должно увеличиваться постепенно. Если вы начинаете читать, не надо заставлять ребенка сразу читать долго, чтобы не было дополнительного стресса. Сегодня почитайте пять минут, завтра — десять минут, послезавтра — 11-12. Постепенно увеличивая время чтения, вы увеличиваете концентрацию внимания и устойчивость, а нервная система привыкает». Недостаточная скорость Бывает, что ребенок медленно делает письменные задания, долго отвечает устно или неторопливо формирует речь и свои мысли. Он с трудом переключается с дела на дело, и не может вовремя сделать контрольную работу, хотя все знает. Обвинять в таких случаях ученика в лени не стоит. Это может быть связано с мозолистым телом, которое отвечает за связь полушарий, или с типом нервной системы ребенка в целом. «В таких случаях рекомендуется постепенно вводить в жизнь ребенка секундомер. Для начала делать простые задания, которые у него хорошо получаются, но с ограничением времени. Чтобы каждый последующий раз он делал их быстрее и быстрее. Затем можно переходить к более сложным. Нельзя предлагать ребенку сразу сложные упражнения на скорость — это выработает невроз. Также помогают упражнения на переключение внимания и подвижные игры с мячиком, когда он передается друг другу и при каждой передаче называются слова на заданную тему». Проблемы с чтением К этой группе относятся дети, которым сложно читать и воспринимать слова, объединять их в предложения. Они не чувствуют знаков препинания и не могут на одном дыхании прочитать фразу целиком. Также нередки проблемы с пониманием прочитанного. Это может свидетельствовать о нарушении или недоразвитии лобной зоны, зоны Брока, зоны Вернике. Лариса Шелудченко отмечает, что проблемы каждого из этих пунктов требуют отдельной работы, но есть и общие рекомендации. «Давайте ребенку возможность ошибиться. Ни в коем случае не смейтесь над ошибками, как бы смешно они ни выглядели. В будущем это может стать причиной страха ошибиться, выступать на публике, учиться. Переходите от простого к сложному, включайте в процесс обучения игровые моменты, скороговорки, игры на развитие фантазии. Например, кто быстрее придумает или перескажет какой-нибудь мультфильм. Чаще и больше разговаривайте с ребенком, обсуждайте фильмы, сказки, как прошел день и так далее. Все это поможет уделить максимум времени развитию речевых зон мозга», — рекомендует эксперт. Помимо учебных нагрузок первое сентября приносит в жизнь ребенка еще один стрессовый момент — необходимость вставать гораздо раньше, чем он привык за лето. Как правильно подготовиться к изменению распорядка дня, в комментарии для «Слово и Дело» рассказала семейный психолог Наталья Наумова.
Свежие комментарии