Президент РФ Владимир Путин в рамках послания Федеральному собранию объявил о новых мерах поддержки участников спецоперации. До этого лидер России также подписал закон о введении специальной квоты для героев СВО при поступлении в вузы. Насколько эффективным может быть такой подход к обучению вчерашних фронтовиков, разобрался журнал «Слово и Дело». Выступая перед членами Федерального собрания, Владимир Путин подчеркнул, что проявившие себя участники СВО должны и далее привлекаться к решению ответственных государственных задач как в рамках вооруженных сил, так и на гражданской службе. При этом им потребуется повышать уровень образования, и этому также должно способствовать государство. «Офицеры и сержанты, которые показали себя грамотными, современными и решительными командирами — таких очень-очень много — будут в приоритетном порядке выдвигаться на вышестоящие должности, направляться в военные вузы, академии, служить мощным кадровым резервом для вооруженных сил. И, безусловно, они должны быть востребованы на гражданке, в органах власти всех уровней», — заявил глава государства. Такой подход к кадровой политике в рамках страны не нов. Аналогичную ситуацию можно было наблюдать в СССР в послевоенные годы. И нельзя не отметить, что советский подход дал отличные результаты. В июне 1945 года Совет народных комиссаров СССР выпустил постановление «О льготах для участников Отечественной войны, поступающих в высшие учебные заведения и техникумы». Согласно этому документу, фронтовики, окончившие до войны среднюю школу (10 классов) на отлично, принимались без экзаменов на обучение в вузы.
А в техникумы — при отличном аттестате с неполным средним образованием (7 классов). Не попавшие в число отличников все-таки должны были сдавать экзамены, однако пользовались правом приоритетного зачисления в вузы, вне конкурса экзаменующихся. Сверх того, все подготовительные курсы для участников войны становились бесплатными. Такой подход позволил сотням тысяч вчерашних фронтовиков приобрести востребованную специальность. Причем преподаватели всей страны отмечали, что участники боевых действий проявляют повышенное упорство и трудолюбие в учении. Невозможно перечислить всех советских граждан, получивших образование благодаря этому решению советского правительства. Но даже беглого взгляда хватит, чтобы понять — из-за этой помощи правительства многие советские граждане смогли реализовать свой потенциал в мирной жизни. Так, в составе прославленного 588-го ночного легкобомбардировочного авиационного полка служили студентки Мехмата МГУ Екатерина Рябова и Евдокия Пасько. С первого курса девушки отправились на курсы штурманов Энгельсской авиашколы, принимали участие в боях на легендарных ночных бомбардировщиках По-2 и на двоих совершили более полутора тысяч боевых вылетов. После войны они получили возможность вернуться к обучению ровно с того места, где остановились. Впоследствии Евдокия Пасько стала преподавателем в родном университете, а удостоенная звания Героя Советского Союза Екатерина Рябова — доцентом Военной инженерной академии имени Дзержинского. Аналогичным образом восстановились в своих вузах прошедшие войну советский и российский ученый, академик РАН, специалист по вычислительным системам Анатолий Каляев и его коллега, также академик РАН, математик Александр Самарский. Нельзя не упомянуть в этом контексте генерал-майора Леонида Карцева. Имея за плечами два курса Ивановского энергетического института он прошел всю войну в танковых войсках, а сразу после победы отправился на инженерный факультет Военной академии бронетанковых войск, которую с отличием закончил в 1949 году. Впоследствии под руководством Карцева разрабатывались новые модификации к Т-55 и создан танк Т-62. Также Леонид Николаевич внес неоценимый вклад в появление танка Т-72, который до сих пор остается грозной машиной в составе российских вооруженных сил. Однако результатом образовательной политики СССР в отношении фронтовиков становились не только военные и научные кадры. Леонид Гайдай, Владимир Басов, Павел Луспекаев, Юрий Никулин и многие другие участники Великой Отечественной после демобилизации бесплатно обучались на курсах и поступали в театральные вузы, пользуясь назначенными государством преференциями. Правда, в этом случае все-таки необходимо было доказать наличие таланта, с чем Никулин, к примеру, не справился и после неудачи во ВГИКе и ГИТИСе отправился учиться в школу-студию разговорных жанров при Московском цирке на Цветном бульваре. Именно поэтому мы сегодня знаем Юрия Владимировича в первую очередь как циркового артиста. Таким образом, подписанный Путиным закон о квоте на обучение в вузах героям спецоперации — не просто дань уважения военнослужащим, защищающим интересы России в рамках СВО. Это еще и подтвержденный предыдущим опытом шаг к формированию кадрового резерва страны по всем возможным направлениям. Ранее журнал «Слово и Дело» пообщался с ветераном СВО по имени Юрий. По его словам, россияне с уважением относятся к участникам спецоперации. Однако серьезной проблемой даже для оформления самых необходимых документов оказалась бюрократия, с которой в рамках послания Федеральному собранию потребовал покончить Владимир Путин.
Свежие комментарии