В этот день, 14 декабря 1939, года Советский Союз был
исключен из Лиги Наций за военные действия против Финляндии. Во многом эта ситуация
напоминает нынешнюю – Россию все чаще грозятся исключить из Организации Объединенных
наций за «агрессию» против Украины. Насколько возможен такой сценарий, в
комментарии для «Слово и Дело» рассказал политолог Андрей Кортунов.
В декабре 1939 году Советский Союз исключили из Лиги Наций. Тогда
против страны ввели экономические санкции и всячески осудили из-за войны с Финляндией. К концу 1939 года членами
Лиги Наций были 40 государств мира, причем среди них по разным причинам
отсутствовали такие великие державы, как США, Германия, Италия и Япония.
Нынешняя позиция России на международной арене во многом напоминает те события.
Все чаще слышны слухи и даже
предложения об исключении России из состава преемницы Лиги Наций – ООН. Причина
– специальная военная операция, которую Россия начала 24 февраля 2022 года. С
тех пор против России повернулся буквально весь западный мир, однако
исключить нашу страну из состава ООН невозможно. Членство России в Совете
безопасности ООН, как и право вето, которым обладает наша страна на этой
площадке, буквально закреплено в уставе ООН. Другим образом, без России
невозможно существование ООН в нынешнем виде.
Политолог, гендиректор Российского совета по международным
делам Андрей Кортунов в комментарии для «Слово и Дело» напоминает: в уставе
Организации Объединенных наций, как и в уставе других международных организаций,
есть 109 статья, предусматривающая пересмотр настоящего устава ООН.
Согласнотексту этой статьи, можно изменить Устав ООН – уже без учета России.
«Особенность этой статьи заключается в том, что для того,
чтобы инициировать этот процесс, не нужно иметь консенсуса в виде совета
безопасности. Это тот редкий случай, когда право вето постоянных членов Совбеза
не действует. Нужно обеспечить поддержку со стороны двух третей участников организации.
Сейчас в составе ООН 193 члена. Двух третей от этого состава достаточно, чтобы
запустить этот процесс», — отметил политолог.
Изменение этой статьи фактически подразумевает роспуск
нынешнего состава ООН и создание новой организации, с новыми членами, с новыми
обладателями права вето. В этом случае Россия, скорее всего, не вступит в новое
объединение.
Однако эта ситуация кажется реалистичной лишь теоретически.
На деле окажется, что Россия – далеко не единственный член ООН, у которого (и к
которому) накопилось немало вопросов и противоречий. Политолог отмечает: если
этот процесс будет запущен, он затронет не только Россию, но и другие страны. Последствия
такой авантюры могут быть весьма неприятными, даже для нынешних лидеров
Организации.
«Понятно, что в случае пересмотра Устава, у многих даже
оппонентов России возникнут сомнения: а стоит ли игра свеч? Ведь в результате их
позиции в организации могут быть подорваны. Хотя теоретически исключение России
из ООН возможно, и, судя по последним голосованиям в Генассамблее, многие
страны действительно критически относятся к проведению Россией военной спецоперации
на территории Украины, но практически сделать это будет очень трудно. Мне
кажется, что пока угрозы, сравнимой с исключением СССР из Лиги Наций в 1939
году, пока что нет. Пересмотр устава – это дело сложное и небыстрое. Тем не менее мы должны думать обо всех возможностях, учитывать все риски, в том числе
и такой тоже», — подчеркнул политолог.
Ранее политолог Сергей
Маркелов в комментарии для «Слово и Дело» объяснил,
возможно ли лишить Россию права вето в Совбезе ООН.
Свежие комментарии